Учитель-дефектолог советует

В чем заключается работа учителя-дефектолога? 

Учитель-дефектолог- это специалист в области   дефектологии (особое направление специальной или коррекционной педагогики). Он занимается изучением закономерностей развития детей с психическими и физическими нарушениями, их воспитанием и обучением. 

Работа учителя-дефектолога начинается с диагностики.  В начале учебного года проводится диагностика для выявления уровня  развития, т.е. те знания,умения и навыки которыми владеет ребенок в данное время. В конце учебного года проводится диагностическое обследование для выявления динамики развития, т.е то, чему научился ребенок за учебный год.

    На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка, составляется индивидуальный коррекционно-развивающий план занятий на каждого ребенка.    

    На следующем этапе осуществляется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
    Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка на общих занятиях с воспитателем, музыкальных занятиях и занятиях физической культуры. 
    Проводятся консультации педагогов и родителей по интересующим вопросам.



                         Игры на развитие мелкой моторики


  •     Развитие мелкой моторики стимулирует речевую  активность детей, координацию движений, развитие сенсомоторной координации рук;  развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего; обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов, влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка. 

Макароны, горох, фасоль,
разные семечки.

«Золушка»:   насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

 Усложненный вариант: попросите ребенка брать

горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.

 «Месим тесто».   Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.

 А." Кто больше соберет фасоли ?"  — собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.

«Бусы для любимой бабушки.»   Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача: нанизать макаронины на шнурок.

 «Покорми Куклу».   Под пробкой-шапочкой нарисована

 смешная рожица, а вместо рта - отверстие диаметром 1-1,5 см (края обработаны скотчем). Предложите ребенку: "Давай

покормим куклу макаронами!" Такие куклы особенно любят ракушки, рожки.






СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ



Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным).

При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов, по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).

Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.

Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.

ВНИМАНИЕ!!!! Игры проводятся под присмотром взрослых, во избежания попадания мелких предметов в дыхательные пути ребенка!


Сборник игр и упражнений для
развития речи детей
раннего возраста

 Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Задачи родителей в этот периодпомочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки.

Чтобы речь малыша развивалась полноценно, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако, речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими людьми.

Очень важно, чтобы в семье для ребёнка были созданы такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки.

 

1)             ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ

 

ТУШКИ-ТУТУШКИ

Посадите ребёнка на колени лицом к себе. Придерживайте за талию, ритмично подбрасывайте вверх и рассказывайте потешку:

Тушки-тутушки!

Сели на подушки.

Пришли подружки,

Столкнули с подушки —

Бух!

 

ЛАДОШКИ

Играем, сидя за столом. Ребёнок повторяет движения за взрослым, они вместе проговаривают стихотворение:

Ладошки вверх!

Ладошки вниз!

А теперь их на бочок! 

И зажали в кулачок!

Движения сначала выполняются медленно. Если ребёнок уже хорошо играет, можно предложить ему сыграть без показа движений взрослым.

 

ЗАИНЬКИ

Предложите ребёнку поиграть в зайчика🐰

По лесной лужайке

Разбежались зайки  (лёгкий бег)

Вот такие зайки, 

Зайки-побегайки. (показываем "ушки")

Сели зайчики в кружок, (присели)

Роют лапкой корешок. (движение рукой)

Вот такие зайки, 

Зайки-побегайки!(показываем "ушки")

 

ХЛОПУШКИ

Протяните ребёнку ладони и предложите похлопать по ним:

Катя (имя ребёнка) хлопать так умеет,

Своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так,

Своих ручек не жалеет!

Предложите ребёнку поменяться местами и прохлопайте стишок уже про маму:

Мама хлопать так умеет…. И т.д.

 

КОГОТКИ-ЦАРАПКИ

Прочитайте ребёнку стихотворение про котёнка🐈:

У белого котёнка

Мягкие лапки.

Но на каждой лапке

Коготки-царапки!

 

На первых двух строчках мягко поглаживайте руку ребёнка. На третьей-четвёртой сжимайте и разжимайте пальцы - делайте вид, что "выпускаете коготки". Ребёнок в это время пытается убрать руку.

Потом можно поменяться.


2) РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

КТО КРИЧИТ?

Самый простой вариант игры. Разложите перед ребёнком игрушки или картинки с изображением знакомых животных или птиц. Спросите: кто кричит вот так «Му-у-у»? Ребёнок должен назвать или показать животное.

В более сложный вариант без картинок и игрушек хорошо играть в машине или в очереди к врачу.

 

ЗВУКИ ДОМА

Прислушайтесь с ребёнком к звукам дома: тиканью часов, шуму воды в трубах, гудению компьютера, шуму чайника и т.д. Лучше проводить такую работу, организуя различные игры: «Найди, что тикает (звенит, жужжит, булькает и т.д.) или соревнование, «Кто больше звуков услышит?»

 

ЗВУКИ  УЛИЦЫ

Игра проводится во время прогулки или поездки в транспорте. Предложите ребёнку сесть, закрыть глаза, и послушать, какие звуки раздаются вокруг (шум колёс, скрип тормозов, шелест листвы, крик птиц). Попробуйте различить далеко раздался звук или близко, приближается он или отдаляется, с какой стороны от вас раздаётся звук.

 

ВЕСЁЛЫЕ МУЗЫКАНТЫ

Вам понадобятся те детские музыкальные инструменты, которые есть у Вас дома (бубен, барабан, дудочка, металлофон). Вы играете на музыкальном инструменте

тихо или громко, быстро или медленно. Ребёнок пытается повторить так же, как Вы.

Для усложнения задания можно сыграть малышу простой ритм, или предложить малышу сыграть, а вы повторите за ним. Ребёнок оценит, правильно ли Вы сделали.

 

НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ КОРОБОЧКУ

Для игры понадобятся несколько одинаковых коробочек или баночек (спичечные коробки или футляры от Киндер-сюрприза). Внутрь положите разные наполнители: фасоль, горох, пуговицы, бусинки, монетки. Сделайте по две одинаково звучащие коробочки. Потрясите коробочки, послушайте звуки. Один набор выложите перед ребёнком, другой оставьте себе. Потрясите одной из коробочек. Ребёнку предложите найти коробочку, издающую такой же звук.

ВНИМАНИЕ: так как дети ещё маленькие, не разрешайте им открывать подобные коробочки без Вас для предотвращения несчастных случаев.

 

3) РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ РЕБЁНКА

Для начала о том, что такое ПРАВИЛЬНОЕ речевое дыхание:

·                Вдыхаем через нос «набираем полную грудь воздуха»,

·                При вдохе поднимается грудь, а не плечи.

·                Выдыхайте плавно, а не толчками.

·                На выдохе губы складываются трубочкой. Сжимать губы и надувать щёки не нужно.

 

ВАЖНО: дыхательные упражнения быстро утомляют ребёнка. Могут даже вызвать головокружение. Поэтому проводятся недолго и чередуются с другими играми.

СНЕГ ИДЁТ

Разложите по столу маленькие кусочки ваты. Предложите ребёнку представить, что сейчас зима, дует ветер и идёт снег. Подуйте на «снежинки» несколько раз.

КТО ДАЛЬШЕ?

Посадите ребёнка за стол. На расстоянии около 20 см от него положите карандаш. Сначала покажите ребёнку, как подуть на карандаш, чтобы он начал катиться, потом ребёнок делает это сам. Кроме карандашей (фломастеров) можно использовать:

·                Ватки,

·                Комочки бумаги,

·                Машинки из Киндер-сюрприза,

·                Маленькие шарики.

БУЛЬКИ

На половину наполните водой ПРОЗРАЧНЫЙ стакан. Дайте ребёнку трубочку для коктейля. Предложите «Давай сделаем весёлые бульки, если дуть слабо, то бульки будут маленькие, а если дуть сильно, поднимется буря».

 

ПЛЫВИ, КОРАБЛИК!

Запустите в большом тазу или в ванне во время купания бумажный (лёгкий) кораблик. Дуйте так, чтобы он плыл быстро или медленно, направо или налево.

 ПОДРУЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Дыхание ребёнка отлично развивают:

·                Сдувание пушинок с одуванчика,

·                Задувание свечей (взрослый всегда рядом!),

·                Надувание воздушных шариков и надувных игрушек,

·                Мыльные пузыри,

·                Свистки, дудочки и т.д.

 

4) РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В СОПРОВОЖДЕНИИ СТИХОВ И ПОТЕШЕК

 

ЁЖИК

·      Перед началом чтения изображаем ёжика: пальцы собраны «в Замок» и выпрямлены.

·      Ёжик маленький замерз,

·      И в клубок свернулся.

·      (прижимаем пальцы - убираем «иголки»)

·      Солнце ёжика согрело –

·      Ёжик развернулся!

·      (выпрямляем пальцы - показываем «колючки»)

УЛИТКА

Предложите малышу поиграть на ковре или за столом. - Это полянка. Тут растет зелёная травка и разные цветы и улитка по травке ползёт, медленно-медленно. Положите кулак на стол или на пол и медленно передвигайте его вперёд, предложите ребёнку повторить движение за вами.

- Давай позовем улитку: может, она выглянет из своего домика?

·      Улитка, улитка, высуни рожки!

·      Дам тебе я хлебушка крошки!

·      Или:

·      Улитка, улитка, высуни рога!

·      Дам тебе, улитка, кусок пирога!

·      (высовываем вперёд указательный и средний пальцы)

 

ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ

Ребёнок повторяет движения взрослого в такт стихотворению. В начале игры пальцы сжаты в кулак.

Раз, два, три, четыре, пять –

(поочередное разгибание пальцев)

Вышли пальчики гулять.

(пошевелить пальцами)

Раз, два, три, четыре, пять –

(поочередное сгибание пальцев в кулаки

В домик спрятались опять.

(сжать пальцы в кулак)

 

ЗАМОК

На двери висит замок.

(пальцы рук сплетаем в «замок», крепко прижимаем друг к другу)

Кто его открыть не смог?

Мы замочком постучали,

(движение сомкнутыми в замок руками вперёд-назад, можно постучать по столу)

Мы замочек повертели

(круговые движения сомкнутыми руками)

Мы замочек покрутили…

(тянем руки в разные стороны)

И открыли!

(«разрываем» пальцы, руки расставляем в разные стороны)

 

5) РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ

 

Если ребёнок уже активно говорит, пусть проговаривает вместе с Вами всё стихотворение. Если малыш пока говорит не настолько хорошо, то пусть проговаривает только звукоподражания «ту-ту-ту», «чух-чух-чух» и т.д.

ПАРОВОЗИКИ

Ходим по комнате, при помощи согнутых в локтях рук изображаем движения колёс поезда. Проговариваем стихотворение.

Весёлый паровозик  ТУ-ТУ-ТУ

Вагончики возит! ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ

Трубой пыхтит, ТУ-ТУ-ТУ

Колёсами стучит! ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ

 

ЁЖИК

Вот свернулся ёж в клубок,

(садимся на корточки)

Потому что он продрог.

ОЙ-ОЙ-ОЙ (говорим жалобным голосом)

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся

АЙ-АЙ-АЙ

(говорим весёлым голосом, распрямляемся, потягиваемся)

 

ДОМ БОЛЬШОЙ ДОМ МАЛЕНЬКИЙ

У медведя дом большой:

ОЙ-ОЙ-ОЙ!

(говорим низким голосом, поднимаем руки вверх)

А у зайки маленький:

АЙ-АЙ-АЙ!

(говорим тонким голосом, приседаем на корточки)

Мишка наш пошёл домой

ОЙ-ОЙ-ОЙ!

(говорим низким голосом, идём вразвалочку)

Да и крошка-заинька:

АЙ-АЙ-АЙ!

(говорим тонким голосом, прижав ладошки к груди, прыгаем на двух ногах)

 

БОЛЬШИЕ НОГИ

Большие ноги идут по дороге:

ТОП-ТОП-ТОП

(говорим медленно, низким голосом, высоко поднимаем ноги, делаем широкие шаги)

Маленькие ножки бежали по дорожке:

ТОП-ТОП-ТОП

(говорим тонким голосом, бежим маленькими шажками)

 

 

ЗАНИМАЯСЬ С РЕБЁНКОМ ДОМА, ПОМНИТЕ:

·                Ваш ребёнок ещё совсем малыш, поэтому не стоит делать занятие длиннее, чем 10 минут.

·                Найдите время, когда ВЫ ОБА в хорошем настроении и готовы заниматься.

·                Хвалите ребёнка за малейшие успехи.

·                Ошибки исправляйте мягко.

 

Использованная литература:

Абрамова Л.П. Бушки-барашки. Пальчиковые игры. – М., 2003.

Разенкова Ю.А., Одинокова Г.Ю. Эй, ладошка! Игры с пальчиками. – М., 2004.

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., 1999.

Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! -  М., 2010.

 

 






Комментариев нет:

Отправить комментарий

Тема: «Весна шагает по планете»

   3-4  неделя марта Программное содержание: - Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, н...