Культура питания в детском саду
Культура питания в детском саду — наука, необходимая в современной жизни. Фаст-фуд, который выглядит привлекательно в условиях вечной нехватки времени, так и норовит вытеснить здоровую пищу из нашего рациона. Это совсем не полезно для растущего детского организма. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.
Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.
Правила сервировки стола
В группах раннего возраста стол сервируется :
К завтраку, ужину на середину стола ставят хлеб с маслом порционно, либо для каждого ребенка порционно. Салфетка индивидуальна на каждого ребенка . Ложка — параллельно краю стола. Тарелки с кашей порционно, напиток (чашка с блюдцем) порционно. Посуду убирают слева от сидящего ребенка.
К обеду стол сервируют похожим образом, Добавляется маленькая ложка для второго блюда. Тарелки под суп – глубокая, под второе – плоская небольшая. Второе блюдо подается по мере съедания первого. Если в напитке присутствуют ягоды, можно к компоту также подать маленькие ложки.
К полднику стол сервируется, как и на завтрак — с единственным отличием: если есть выпечка, фрукт- отдельное блюдце у каждого ребенка.
В группах раннего возраста детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, докармливают.
По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Зайти в группу ясельную и старшую, и вы не только увидите, но и услышите разницу. Малыши сидят не всегда правильно в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы, это типичная картина. И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят, никто не разговаривает, не смеется. После еды вытираются салфеткой, благодарят нянечку и помогают дежурному убрать за собой посуду.
Детей второй группы раннего возраста (2-3 года) учат:
- - самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
- - опрятно есть, держа ложку в правой руке;
- - вытираться салфеткой после еды;
- - благодарить после еды.
Формы культуры питания
Формы культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным выдают форму, состоящую из цветных колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».
Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурные помогают помощнику воспитателя накрыть стол. Дети расставляют кружки, тарелки, салфетницы, ложки, хлебницы.
Условия воспитания положительного отношения к еде:
- - удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;
- - благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;
- - разъяснение необходимости рационального питания, пропаганда здорового образа жизни;
- - исключение агрессивных методов воздействия (принуждения, угрозы, наказание);
- - постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде;
- - оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность;
- - во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми.
Культурно-гигиенические навыки
Детей учат мыть руки и лицо, используя воду, мыло, полотенце (индивидуальное). Уже на третьем году жизни малыши могут запомнить, где находится их личное полотенце, брать его и с помощью взрослого вешать на место.
Обращается внимание на пользование индивидуальными предметами гигиены, такими как носовой платок, расчёска, горшок. Носовые платки дети приносят из дома, кладут в кармашек на одежде и используют по мере надобности (часто при напоминании педагога).
Хранить расчёски, гребни можно в специально сшитом из плотной ткани кармашке в шкафчике или в верхних ячейках полотенечниц, помеченных картинками, чтобы дети их узнавали и приучались брать свою расчёску. Расчёсывают детей, делают причёски (косы, хвостики) воспитатель и помощник воспитателя. Но после того как ребёнок причёсан, стоит предложить ему посмотреть на себя в зеркало, полюбоваться аккуратным видом причёски. Можно предложить малышу самостоятельно расчесать чёлку.
Консультация для родителей
"Воспитание культурно-гигиенических навыков
у детей раннего возраста".
Культурно-гигиенические навыки — это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности и порядку.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так вредные формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего детства воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закрепить их, чтобы они стали привычками.
Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если родители не моют руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, развалившись, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Ребенок — это зеркальное отражение взрослых.
По мере роста и развития детей самостоятельность и активность их увеличивается. Это естественно учитывается, поэтому в младшем дошкольном возрасте обучения строится на совместных действиях взрослого и ребенка, показе, объяснении.
В первый младшей группе ребенок пытается мыть руки сам, взрослый помогает ему, показывая и объясняя как нужно вымыть руки. Напоминать, что это надо делать перед едой и после загрязнения.
Так же постоянно необходимо приучать детей пользоваться своим полотенцем: показать, как нужно держать полотенце, как вытираться. По окончании умываний взрослый обращает внимание детей на внешний вид, отличает, что они стали чистыми, аккуратными. Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижений, и в следующий раз будут стараться еще лучше.
Культурно-гигиенические навыки формируются у детей и в процессе питания: это умение самостоятельности и аккуратно есть, правильно держать ложку. Повседневные упражнения, позволяют научить детей к 3 годам есть быстрее, опрятнее. Готовясь к обеду или к завтраку, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить, что надо есть аккуратно, не проливать.Также необходимо приучать детей пользоваться салфеткой. Обязанность родителей — постоянно закрепить гигиенические навыки. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример во всем, требуя от него выполнения определенных правил. В одевании и раздевании дети 3 года жизни первоначально проявляют большую беспомощность. У воспитателя и у няни уходит много времени, прежде чем дети научатся самостоятельности.
Обучая ребенка одеваться, взрослый одновременно побуждает активно действовать в самом процессе одевания: надеть колготки, штаны, сапожки, достать из шкафа пальто и т.д. Главное нужно отличать успехи ребенка.
В семье должно быть созданы условия для выполнений гигиенических рекомендаций. Ребенку следует выделить место для сна, игр и занятий ( кровать, стол, стул).
Дети в первой младшей группы к концу учебного года овладевают следующими культурно-гигиеническими и трудовыми навыками.
1. Навыки личной гигиены.
- с помощью взрослых ребенок моет руки перед едой и после загрязнения вытирает их.
- моет лицо, пользуется индивидуальным полотенцем, носовым платком;
- вытирает ноги у входа.
2. Навыки самообслуживания.
- снимает и надевает одежду в определенном порядке, расстегивает и застегивает пуговицы спереди, складывает одежду, расшнуровывает ботинки.
- замечает неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок.
3. Навыки культуры еды.
- ребенок ест самостоятельно, опрятно.
- держит ложку в правой руке.
- пользуется салфеткой.
4. Навыки трудовой деятельности.
- выполняет простейшие поручения взрослых,
- помогает вынести на площадку игрушки,
- принести и убрать материал для занятий,
- помогает няни поставить стулья к столам, принести тарелки с хлебом;
- раскладывает карандаши, убирает игрушки;
- собирает на участке палочки, камешки, листву.
А.С Макаренко, обращаясь к родителям писал: "Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или получаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент жизни вашей, даже тогда, когда вас нет дома".
Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, читаете книги, газеты — все это имеет для ребенка большое значение.
Памятка для родителей
- Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
- Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
- Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, что и в каком порядке делать.
- Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
- Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
- Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
- В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
- Старайтесь использовать игровую ситуацию.
- Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
Умываемся с потешкой
Водичка, водичка,
Умой мое личико —
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Кран откройся
Кран откройся!
Нос, умойся!
Зайка начал умываться
Зайка начал умываться,
Видно, в гости он собрался,
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо.
***
Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Где водичка — найдем!
***
От водички, от водицы
все улыбками искрится!
от водички, от водицы
веселей цветы и птицы!
Таня умывается,
солнцу улыбается!
***
Ай, лады, лады, лады,
не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
по-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
по-сме-лей —
Детка, умывайся
веселей!
***
— Щечки?
— Мыли.
— носик?
— Мыли.
— А глазки?
— Забыли!
***
Знаем, знаем — да-да-да!
в кране прячется вода!
выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
и грязь куда-то денется!
Водичка-водичка,
Умой Ирино личико,
Ира кушала кашку,
испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
самой чистенькой всегда,
помоги, водичка,
Умыть Ирино личико.
Моем ручки до и после еды с потешкой
***
Ладушки, ладушки,
с мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
вот вам хлеб и ложки.
Кушаем с потешкой
***
Кастрюля-хитрюля нам кашки сварила.
нам кашки сварила, платочком накрыла.
платочком накрыла и ждет нас, пождет,
и ждет, кто же первым придет.
***
Каша вкусная дымится,
Надя кашу есть садится.
очень каша хороша,
ели кашу неспеша.
Ложка за ложкой,
ели понемножку.
Кто у нас любимый самый?
— Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
— Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
— За веселую матрешку,
съешь за бабу,
съешь за деда,
За мальчишку, за соседа,
За подружек и друзей,
съешь побольше, не жалей!
съешь за праздник, шумный, яркий,
За гостей и за подарки.
За котенка, за Тимошку
Эту маленькую ложку,
и за рыжего кота.
вот тарелка и пуста!
***
Люли, люли, люленьки,
прилетели гуленьки,
стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?»
один скажет: «кашкою»,
Другой — «простоквашкою»,
третий скажет — «молочком,
и румяным пирожком».
***
Утка — утенка,
Кошка — котенка,
Мышка — мышонка
Зовут на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели,
А ты еще нет?
Где ложечка?
ешь на здоровьице!
***
Это — ложка,
Это — чашка.
в чашке — гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала —
Кашки гречневой не стало!
***
Ай, ту-ту, ай, ту-ту,
вари кашку круту,
подливай молочка,
накорми казачка.
***
Каша из гречки
Где варилась? в печке.
сварилась, упрела,
Чтоб Оленька ела,
Кашу хвалила,
на всех разделила...
Досталось по ложке
Гусям на дорожке.
Цыплятам в лукошке,
синицам в окошке.
Хватило по ложке
собаке и кошке,
и Оля доела
последние крошки!
Комментариев нет:
Отправить комментарий