Культура питания в детском саду


  Культура питания в детском саду — наука, необходимая в современной жизни. Фаст-фуд, который выглядит привлекательно в условиях вечной нехватки времени, так и норовит вытеснить здоровую пищу из нашего рациона. Это совсем не полезно для растущего детского организма. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.

   Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.




                                                       Правила сервировки стола

В группах раннего возраста стол сервируется :

К завтраку, ужину на середину стола ставят хлеб с маслом порционно, либо для каждого ребенка порционно. Салфетка индивидуальна на каждого ребенка . Ложка — параллельно краю стола. Тарелки с кашей порционно, напиток (чашка с блюдцем) порционно. Посуду убирают слева от сидящего ребенка.

К обеду стол сервируют похожим образом, Добавляется маленькая ложка для второго блюда. Тарелки под суп – глубокая, под второе – плоская небольшая. Второе блюдо подается по мере съедания первого. Если в напитке присутствуют ягоды, можно к компоту также подать маленькие ложки.

К полднику стол сервируется, как и на завтрак — с единственным отличием: если есть выпечка, фрукт- отдельное блюдце у каждого ребенка.

   В группах раннего возраста детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, докармливают.

   По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Зайти в группу ясельную и старшую, и вы не только увидите, но и услышите разницу. Малыши сидят не всегда правильно  в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы, это типичная картина. И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят, никто не разговаривает, не смеется. После еды вытираются салфеткой, благодарят нянечку и помогают дежурному убрать за собой посуду.

Детей второй группы раннего возраста (2-3 года) учат:

  • - самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
  • - опрятно есть, держа ложку в правой руке;
  • - вытираться салфеткой после еды;
  • - благодарить после еды.

                                               Формы  культуры питания

 Формы культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным  выдают  форму, состоящую из цветных колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».

  Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурные помогают помощнику воспитателя накрыть стол. Дети расставляют кружки, тарелки, салфетницы, ложки, хлебницы.

       

Условия воспитания положительного отношения к еде:

  • - удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;
  • - благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;
  • - разъяснение необходимости рационального питания, пропаганда здорового образа жизни;
  • - исключение агрессивных методов воздействия (принуждения, угрозы, наказание);
  • - постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде;
  • - оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность;
  • - во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми.

     

                                Культурно-гигиенические навыки

  Детей учат мыть руки и лицо, используя воду, мыло, полотенце (индивидуальное). Уже на третьем году жизни малыши могут запомнить, где находится их личное полотенце, брать его и с помощью взрослого вешать на место.

 Обращается внимание на пользование индивидуальными предметами гигиены, такими как носовой платок, расчёска, горшок. Носовые платки дети приносят из дома, кладут в кармашек на одежде и используют по мере надобности (часто при напоминании педагога).

 Хранить расчёски, гребни можно в специально сшитом из плотной ткани кармашке в шкафчике или в верхних ячейках полотенечниц, помеченных картинками, чтобы дети их узнавали и приучались брать свою расчёску. Расчёсывают детей, делают причёски (косы, хвостики) воспитатель и помощник воспитателя. Но после того как ребёнок причёсан, стоит предложить ему посмотреть на себя в зеркало, полюбоваться аккуратным видом причёски. Можно предложить малышу самостоятельно расчесать чёлку.



Консультация для родителей

"Воспитание культурно-гигиенических навыков

у детей раннего возраста".

 

img_56cadfb2e480c.jpg - 619.13 KB

Культурно-гигиенические навыки — это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности и порядку.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так вредные формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего детства воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закрепить их, чтобы они стали привычками.

Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если родители не моют руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, развалившись, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Ребенок — это зеркальное отражение взрослых.

По мере роста и развития детей самостоятельность и активность их увеличивается. Это естественно учитывается, поэтому в младшем дошкольном возрасте обучения строится на совместных действиях взрослого и ребенка, показе, объяснении.

В первый младшей группе ребенок пытается мыть руки сам, взрослый помогает ему, показывая и объясняя как нужно вымыть руки. Напоминать, что это надо делать перед едой и после загрязнения.

Так же постоянно необходимо приучать детей пользоваться своим полотенцем: показать, как нужно держать полотенце, как вытираться. По окончании умываний взрослый обращает внимание детей на внешний вид, отличает, что они стали чистыми, аккуратными. Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижений, и в следующий раз будут стараться еще лучше.

Культурно-гигиенические навыки формируются у детей и в процессе питания: это умение самостоятельности  и аккуратно есть, правильно держать ложку. Повседневные упражнения, позволяют научить детей к 3 годам есть быстрее, опрятнее. Готовясь к обеду или к завтраку, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить, что надо есть аккуратно, не проливать.Также необходимо приучать детей пользоваться салфеткой. Обязанность родителей — постоянно закрепить гигиенические навыки. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример во всем, требуя от него выполнения определенных правил. В одевании и раздевании дети 3 года жизни первоначально проявляют большую беспомощность. У воспитателя и у няни уходит много времени, прежде чем дети научатся самостоятельности.

Обучая ребенка одеваться, взрослый одновременно побуждает активно действовать в самом процессе одевания: надеть колготки, штаны, сапожки, достать из шкафа пальто и т.д. Главное нужно отличать успехи ребенка.

 В семье должно быть созданы условия для выполнений гигиенических рекомендаций. Ребенку следует выделить место для сна, игр и занятий ( кровать, стол, стул).

 

 Дети в первой младшей группы к концу учебного года овладевают следующими культурно-гигиеническими и трудовыми навыками.

     1. Навыки личной гигиены.

- с помощью взрослых ребенок моет руки перед едой и после загрязнения вытирает их.

- моет лицо, пользуется индивидуальным полотенцем, носовым платком;

- вытирает ноги у входа.

 

     2. Навыки самообслуживания.

- снимает и надевает одежду в определенном порядке, расстегивает и застегивает пуговицы спереди, складывает одежду, расшнуровывает  ботинки.

- замечает неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок.

 

     3. Навыки культуры еды.

- ребенок ест самостоятельно, опрятно.

- держит ложку в правой руке.

- пользуется салфеткой.

 

     4. Навыки трудовой деятельности.

- выполняет простейшие поручения взрослых,

 - помогает вынести на площадку игрушки,

- принести и убрать материал для занятий,

- помогает няни поставить стулья к столам, принести тарелки с хлебом;

- раскладывает карандаши, убирает игрушки;

- собирает на участке палочки, камешки, листву.

 

     А.С Макаренко, обращаясь к родителям писал: "Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или получаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент жизни вашей, даже тогда, когда вас нет дома".

 

   Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, читаете книги, газеты — все это имеет для ребенка большое значение.

   

  Памятка для родителей

  • Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности  ребенка.
  • Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
  • Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, что и в каком порядке делать.
  • Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
  • Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
  • Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
  • В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
  • Старайтесь использовать игровую ситуацию.
  • Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

Умываемся с потешкой

Водичка, водичка,

Умой мое личико —

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

 

Кран откройся

Кран откройся!

Нос, умойся!

 

Зайка начал умываться

Зайка начал умываться,

Видно, в гости он собрался,

Вымыл ротик,

Вымыл носик,

Вымыл ухо,

Вот и сухо.

 

***

Ты мне ручки подай,

Да с кровати вставай,

Умываться пойдем,

Где водичка — найдем!

***

От водички, от водицы

все улыбками искрится!

от водички, от водицы

веселей цветы и птицы!

Таня умывается,

солнцу улыбается!

***

Ай, лады, лады, лады,

не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Знаем, знаем, да-да-да,

Где ты прячешься, вода!

выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

по-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

по-сме-лей —

Детка, умывайся

веселей!

 

***

— Щечки?

— Мыли.

— носик?

— Мыли.

— А глазки?

— Забыли!

***

Знаем, знаем — да-да-да!

в кране прячется вода!

выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся понемножку

прямо на ладошку!

Будет мыло пениться

и грязь куда-то денется!

 

 

Водичка-водичка,

Умой Ирино личико,

Ира кушала кашку,

испачкала мордашку.

Чтобы девочка была

самой чистенькой всегда,

помоги, водичка,

Умыть Ирино личико.

 

Моем ручки до и после еды с потешкой

***

Ладушки, ладушки,

с мылом моем лапушки.

Чистые ладошки,

вот вам хлеб и ложки.

 

Кушаем с потешкой

***

Кастрюля-хитрюля нам кашки сварила.

нам кашки сварила, платочком накрыла.

платочком накрыла и ждет нас, пождет,

и ждет, кто же первым придет.

***

Каша вкусная дымится,

Надя кашу есть садится.

очень каша хороша,

ели кашу неспеша.

Ложка за ложкой,

ели понемножку.

Кто у нас любимый самый?

— Ложку первую за маму,

А вторую за кого?

— Да за папу твоего,

За кого же третью ложку?

— За веселую матрешку,

съешь за бабу,

съешь за деда,

За мальчишку, за соседа,

За подружек и друзей,

съешь побольше, не жалей!

съешь за праздник, шумный, яркий,

За гостей и за подарки.

За котенка, за Тимошку

Эту маленькую ложку,

и за рыжего кота.

вот тарелка и пуста!

***

Люли, люли, люленьки,

прилетели гуленьки,

стали гули говорить:

«Чем нам Машеньку кормить?»

один скажет: «кашкою»,

Другой — «простоквашкою»,

третий скажет — «молочком,

и румяным пирожком».

***

Утка — утенка,

Кошка — котенка,

Мышка — мышонка

Зовут на обед.

Утки поели,

Кошки поели,

Мышки поели,

А ты еще нет?

Где ложечка?

ешь на здоровьице!

***

Это — ложка,

Это — чашка.

в чашке — гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала —

Кашки гречневой не стало!

***

Ай, ту-ту, ай, ту-ту,

вари кашку круту,

подливай молочка,

накорми казачка.

***

Каша из гречки

Где варилась? в печке.

сварилась, упрела,

Чтоб Оленька ела,

Кашу хвалила,

на всех разделила...

Досталось по ложке

Гусям на дорожке.

Цыплятам в лукошке,

синицам в окошке.

Хватило по ложке

собаке и кошке,

и Оля доела

последние крошки!

 
































 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Тема: «Весна шагает по планете»

   3-4  неделя марта Программное содержание: - Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, н...